Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи 1.3. Основные принципы обучения 1.4. Основные направления образовательной работы 1.5. Интеграция образовательных областей II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с 2 до 3 лет 2.2. Приемы обучения логоритмики 2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы 2.4. Учебно-тематический план 2.5. Календарно-тематический план III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Организационно – педагогические условия Режим занятий Создание условий для осуществления образовательного процесса Условия для реализации образовательной программы дополнительного образования детей 3.1.4. Требования и организация развития предметно-пространственной среды 3.1.5. Требования к педагогическим работникам 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания 3.3. Описание материально-технической обеспеченности образовательного процесса Список литературы 3.1. 3.1.1. 3.1.2. 3.1.3. 2 I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка. Логоритмика связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребёнка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребёнка с природной и социальной средой, с окружающими детьми и самим собой играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия и физического развития. Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованиюобщей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе. На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы. Логоритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук. Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховое восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек). 3 Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Актуальность. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить логоритмику. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях, играх. Проблема изучения развития речевых возможностей у детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребенка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативноречевых средства приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «неприятными» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данной программы. Новизна. Программа направлена на игровое, творческое развитие личности ребенка возраста 2-3 лет, познавательного и исследовательского интереса, развитие способности к творческому самовыражению, которое обеспечивает его успешную самореализацию в жизни и способствует художественно – эстетическому развитию ребёнка. Программа составлена с учётом требований, определённых нормативными документами. 1.2 Цель и задачи Цель: развитие и совершенствование двигательных навыков в сочетании со словом и музыкой. В соответствии с целью программы были поставлены следующие задачи: 4 1. Развивать артикуляционный аппарат, слуховое внимание и память. 2. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью. 3. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения. 4. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. 1.3 Основные принципы обучения Программа соответствует следующим принципам: • Принцип воспитывающего обучения: воспитатель в процессе обучения детей одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь. • Принцип доступности: содержание и объем знаний об окружающем мире, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту. • Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. • Принцип наглядности: все упражнения перед детьми изображает преподаватель. • Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркий и художественный показ упражнений. • Принцип прочности: выученные детьми упражнения через некоторое время забываются, если их систематически не повторять. Чтобы повторение не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. 1.4. Основные направления образовательной работы Таблица № 1 № 1 2 Направления Учить детей следить за правильным положением корпуса. Формировать умение проговаривать естественным высоким звуком, без крика и напряжения. 3 Развивать протяжное звукообразование в умеренном и медленном темпах. 4 Совершенствовать умение правильно брать дыхание. 5 Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения. Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот. 6 5 1.5 Интеграция образовательных областей Таблица № 2 Социальнокоммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; Развитие игровой деятельности; гражданской принадлежности, патриотических чувств; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в непосредственно образовательной деятельности; Развитие общения и взаимодействия со взрослыми; Развитие социального и эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Формирование позитивных установок к творчеству. Познавательное развитие Расширение кругозора детей; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; Формирование первичных представлений о праздниках, особенностях природы. Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие звуковой и интонационной культуры речи; Развитие фонематического слуха; Понимание на слух текстов Воспитание художественного вкуса; Развитие у детей творческой инициативы, импровизации; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Согласование действий с ритмом и тактом; Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; Развитие мелкой и общей моторики. Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие 6 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста от 2 до 3 лет У детей с 2 до 3 лет наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Дети легко заряжаются эмоциональным настроением сверстников, однако начинает складываться и произвольность поведения. Стоит заметить, что кризис трех лет сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и т.д. В ходе совместной деятельности со взрослыми продолжает развиваться понимание речи. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. Дети пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. Дети воспринимают все звуки родного языка, но зачастую произносят их с большими искажениями. Дети воспринимают мир всеми органами чувств, возникает взаимодействие в работе органов чувств. Внимание детей непроизвольно. Устойчивость внимания зависит от заинтересованности ребенка. У ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие ритмические движения, сопровождающиеся текстом. 2.2. Приемы обучения логоритмики Логопедическая ритмика включает в себя: - ходьбу в разных направлениях; - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - ритмические упражнения; - пальчиковые, коммуникативные игры; - пение; - упражнения на развитие мелкой моторики. Виды упражнений: 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, то есть развивают слуховое внимание. 2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. 3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией 7 позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. 4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память. 5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах от 1 до 10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки. 6. Речевые упражнения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. 7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание. 8. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из трех и более слогов. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. 9. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того, чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. 10. Пальчиковые игры. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствует скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами. 11. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек). 12. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. 13. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, так как прежде чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, 8 затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. 2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы • • • • • • • Коллективная работа; Индивидуальная работа с детьми; Беседа; Индивидуальный массаж пальчиков и кистей рук Самомассаж Артикуляционные упражнения; Музыкально-дидактические игры и упражнения; 2.4. Учебно-тематический план Общеразвивающая программа по развитию речевых способностей детей раннего возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 3 лет и рассчитана на 1год. Состав группы составляет максимум 10 человек. Работа строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность (ООД) проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10. Учебный план №п\п 1 Возрастная группа Группа детей раннего возраста с 2 до 3 лет В неделю 2 Количество ООД В месяц Учебный год 8 72 Таблица № 3 Продолжител ьность ООД 15 мин Структура ООД 9 № п\п 1 2 3 4 Название темы, раздела Количество часов Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала Прощание в виде эмоционального отклика Итого: 2 минуты 6 минуты 6 минуты 1 минута 15 мин. Организованная образовательная деятельность проводится во вторую половину дня, в музыкальном зале, продолжительностью 15 минут. Диагностика детей проводится на начало и конец учебного года. 2.5.Календарно - тематический план образовательной деятельности Таблица № 5 Месяц Октябрь Упражнения ООД 1 «Знакомство» «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Лес», «Лягушка» Приветствие Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Лес»,«Лягушка» ООД 3 «В гостях у зайчика» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Зайка» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка» ООД 4 повторение 10 Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка» ООД 5 «Дождик» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Дождик» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Дождик» ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Дождик» ООД 7 «Встретили котенка» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Погладим котенка» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Дождик» «Погладим котенка» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Дождик» «Погладим котенка 11 Месяц Ноябрь Упражнения ООД 1 «Дятел» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Дятел» Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Дождик» «Погладим котенка», «Дятел» ООД 3 «Мишка пляшет» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мишка пляшет» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» ООД 4 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Погладим котенка», «Дятел» «Мишка пляшет» ООД 5 «Мы ногами топ-топ-топ» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы ногами топ-топ-топ» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет» ООД 6 повторение Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем 12 Закрепление пройденного материала каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ топ топ» ООД 7 «Дуб» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Дуб» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ -топ -топ» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ -топ- топ», «Дуб» Месяц Декабрь Упражнения ООД 1 Играем в снежки» «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки» Приветствие Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Лягушка», «Погладим котенка», «Дятел» , «Мы ногами топ -топ- топ» ООД 3 «Лошадка» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все 13 Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Лошадка» «Играем в снежки», «Зайка», «Погладим котенка», «Дятел» , «Мы ногами топ -топтоп», «Играем в снежки» ООД 4 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки» , «Зайка», «Лес», «Погладим котенка», «Дятел» , «Мы ногами топ -топ- топ», «Лошадка», «Мишка пляшет» ООД 5 «Игрушки-зверюшки» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Игрушки -зверюшки» «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Лошадка», «Играем в снежки» ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки» , «Зайка», «Лес», «Погладим котенка», «Дятел» , «Мы ногами топ -топ- топ», «Лошадка», «Мишка пляшет», «Игрушки -зверюшки» ООД 7 «Как на Новый год» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Как на новый год» «Дятел» , «Мы ногами топ -топ- топ», «Лошадка», «Мишка пляшет», «Игрушки -зверюшки» ООД 8 повторение Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все 14 Закрепление пройденного материала (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки», «Лошадка» «Игрушки -зверюшки», «Как на новый год», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ -топ- топ», «Дуб», Месяц Январь Упражнения ООД 1 «Зайчики и белочки» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Зайчики и белочки» Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Играем в снежки», «Лошадка» «Игрушки -зверюшки», «Как на новый год», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ -топ- топ», «Дуб»,котенка», «Дятел» ООД 3 «Мишка с кубиком идет» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все ООД 5 «Обезьянка вышла погулять» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Обезьянка вышла погулять» Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Играем в снежки», «Лошадка», «Игрушки -зверюшки» ООД 6 повторение Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» 15 Закрепление пройденного материала «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Играем в снежки», «Лошадка», «Игрушки -зверюшки», «Как на новый год», «Зайка», «Лес», «Дятел» ООД 7 «Ножки, ножки, вы куда бежите» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Играем в снежки», «Лошадка», «Игрушки -зверюшки», «Как на новый год», «Зайка», «Лес», «Дятел» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки», «Лошадка», «Игрушки -зверюшки», «Как на новый год», «Зайка», «Лес», «Дятел» Месяц Февраль Упражнения ООД «Шофер» «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Шофер» Приветствие Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» «Шофер» ООД 3 «Автобус» 16 Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Автобус» «Шофер» «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» ООД 4 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» ООД 5 «Едем к бабушке в гости» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Едем к бабушке» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» «Едем к бабушке» ООД 7 «Пастушок» 17 Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Пастушок» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Едем к бабушке» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите» «Играем в снежки» «Едем к бабушке», «Дуб», «Пастушок» Месяц Март Упражнения ООД 1«Здравствуйте ручки » Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки» Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки» «Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите», «Пастушок» ООД 3 «Тук -тук молотком» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо! 18 Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Тук- тук молотком» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок» ООД 4 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки», «Автобус», «Шофер», «Зайчики и белочки», «Мишка с кубиком идет», «Обезьянка вышла погулять», «Ножки, ножки, вы куда бежите», «Пастушок», «Тук- тук молотком» ООД 5 «Поезд» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Поезд» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Тук- тук молотком», «Обезьянка вышла погулять» ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Тук- тук молотком», ООД 7 «Салфетка и ладошки» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Салфетка и ладошки» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Тук- тук молотком», «Поезд ООД 8 повторение 19 Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Тук- тук молотком», «Поезд»,«Салфетка и ладошки» Месяц Апрель Упражнения ООД 1 «Солнечные -зайчики» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Солнечные -зайчики» Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Тук- тук молотком», «Поезд» «Солнечные -зайчики», «Пастушок», «Туктук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», ООД 3 «Огород» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Огород» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел», «Солнечные -зайчики», «Пастушок» ООД 4 повторение 20 Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Здравствуйте ручки», «Тук- тук молотком» ,«Автобус» ,«Шофер», «Зайчики и белочки», «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики» ООД 5 «Горох» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики» ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Лес», «Дятел» «Мишка пляшет», «Мы ногами топ -топ- топ», «Дуб» ,«Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики» ООД 7 «Овощи» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Овощи» «Горох» ,«Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Мы нашли в лесу ежа», «Зайка», «Дятел», «Мы ногами топ -топ- топ», «Дуб», «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи» 21 Месяц Май Упражнения ООД 1 «Совушка -Сова» Приветствие «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Совушка -сова» Показ нового упражнения ООД 2 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Совушка -сова», «Горох» ,«Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи» «Здравствуйте ручки», «Автобус», «Шофер» ООД 3 «Жуки» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Жуки» «Совушка -сова», «Горох» ,«Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи». 22 ООД 4 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Жуки» ,«Совушка -сова», «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи» ООД 5 «Цветочек» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Цветочек» «Жуки» ,«Совушка -сова», «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи». ООД 6 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Цветочек» ,«Жуки» ,«Совушка -сова», «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи» ООД 7 «Окошко» Приветствие Показ нового упражнения Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Окошко» «Цветочек» ,«Жуки» ,«Совушка -сова», «Горох» «Пастушок», «Поезд», «Огород», «Солнечные -зайчики», «Овощи» ООД 8 повторение Приветствие Закрепление пройденного материала «Все на ножки становитесь, и в кружочек соберитесь!» (поочередно приветствуем каждого ребенка аплодисментами) – «Все (имя ребенка) очень рады, для (имя ребенка) хлопать надо!» «Окошко» ,«Цветочек» ,«Жуки» ,«Совушка -сова», «Горох», «Обезьянка вышла погулять», «пастушок», «Поезд», «Огород». 23 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организационно-педагогические условия Организация режима занятий детей по программе дополнительного образования осуществляется на основе санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, программы «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. 3.1.1. Режим занятий Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей в возрасте от 2 до 3 лет составляет – 10 минут, от 3 до 4 лет составляет - 15 минут, в возрасте от 4 до 5 лет - 20 минут, в возрасте от 5 до 6 лет - 25 мин, в возрасте от 6 до 7 лет - 30 мин. 3.1.2. Создание условий для осуществления образовательного процесса Для осуществления программы дополнительного образования в своей работе педагоги используют информационно-коммуникативные технологии в различных формах, а именно: в ДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о деятельности детей, группы, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников. Таким образом, ДОУ использует следующие средства ИКТ: мультимедийная установка, проектор, музыкальный центр, ноутбук. 3.1.3. Условии реализации образовательной программы дополнительного образования детей Управление реализацией Программы 24 Компоненты образовательной программы Результат образования Нормативно-правовые условия Кадровые условия Документация Аналитические отчеты, справки, записки по результатам реализации прав детей на получение качественного дополнительного образования Нормативно-правовая документация. Локальные акты (в том числе Устав, Программа развития, положения и т.д.) Аналитические отчеты, справки, записки о состоянии кадровых условий, в том числе по результатам аттестации педагогических работников, осуществляющих программу дополнительного образования. Материально-технические условия Технологические условия Аналитические отчеты, справки, записки о состоянии материально- технической базы по результатам аттестации ДОУ. Учебно-программная документация: - учебные планы; - рабочие программы; - педагогические проекты. Комплекснометодическое обеспечение: - учебно-наглядные средства; организационно-педагогические средства; - учебно-справочная литература. 3.1.4. Требования и организация развития предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию программы; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая среда построена на следующих принципах: — насыщенность; — трансформируемость; — полифункциональность; — вариативной; — доступность; 25 — безопасной. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают: -игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; -эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; -возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; Полифутщиональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы. Вариативность среды позволяет создать различные пространства для игры. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. 3.1.5. Требования к педагогическим работникам Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы. 1. Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям 2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 3. Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать 26 конфликтные ситуации со сверстниками развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности. 4. Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. 5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания Учебно-методическое обеспечение: 1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. 2. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой. 3. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой. 4. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»; 5. О.А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»; 6. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»; 7. Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»; 8. Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» 3.3.Описание материально-технической обеспеченности образовательного процесса Технические средства обучения: магнитофон; CD/DVD-проигрыватель; современной детской музыки – в формате MP3. Учебно-практическое оборудование: ростовые стулья по количеству всех участников (детей и взрослых); мультимедийное оборудование: интерактивная доска, ноутбук и т.п. Для успешной реализации данной программы и её результативности необходим соответствующий инструментарий: 27 - Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты. Такие игрушки помогают детям создать игровые ситуации. Это балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами и т.д. - Озвученные музыкальные игрушки-инструменты: Игрушки-инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, маракасы, кастаньеты, треугольники, колотушки, музыкальные молоточки, тамбурин, колокольчики (с ручкой, валдайские), барабаны, треугольник малый, средний, большой, литавры, гонг малый, деревянные ложки, трещотки пластинчатая и круговая, музыкальные коробочки, бубенцы, рубель, румба, тон-блок, тарелки); Инструменты для показа и ознакомления: народные инструменты (домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон), инструменты симфонического оркестра. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи» М., 2004 2. Картюшина М.Ю. «Логоритмика для малышей» М., 2005 3. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения» М., 2006 4. Железнова Е., Железнов С. «Музыка с мамой» 5. Бардышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики» М., 2001 6. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» М., 2002 28