29.01.2020
«Роль отца в формировании личностимальчиков и девочек»
«Роль отца в воспитании детей»
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А.С. Грибоедов
В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли". Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка?
Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.
Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт".
Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определённый отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола всё-таки, прежде всего объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще.
особенности психики девочки.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Ихвнимание привлекает прежде всего человек. Его взаимоотношения с другими людьми. Чем Они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т. п.).
Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками,более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.
У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях. Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать некоторые рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учётом этих особенностей и какова при этом роль отца.
Роль отца в воспитании дочери.
Папа является для девочки не только ее родителем, он служит примером человека другого пола. Глядя на папу, девочка не только лучше осознает себя как представительницу женского пола (действие контрастов), у нее формируется совокупный образ мужчины. Чем больше папа проводит времени с дочкой, чем больше заботится о ней, тем яснее она будет осознавать и чувствовать себя "женщиной". В ее сознании отложится, что женщина нежнее, слабее, прекраснее, а мужчина - сильнее, решительнее, тверже. Кроме того, папа - это прообраз ее мужского идеала, особенно явственно это проявляется у девочек, выросших в неразведенных семьях, где родители любят друг друга. Глядя на то, как заботливо берет тяжелую сумку у мамы из рук папа, девочка хочет, чтобы и у нее было также. Гуляя с дочкой в парке, делая ей подарки, отец дает ей на себе прочувствовать, пусть и косвенно, как мужчина относится к женщине. Естественно, что повзрослевшая девушка будет искать юношу, похожего на папу, ждать от него тех поступков, которые совершает ее папа, желать таких же отношений, как между ее родителями.
Особенности в воспитании мальчика.
Семейное воспитание мальчиков, имеет много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола.
Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Как вообще любому ребёнку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение с отцом Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию. Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.
Отцу не стоит…
- Избегать ухода за ребенком и общения с ним. Ошибкой было бы считать, что воспитывать можно начать с любого момента, хоть в три года, хоть в пять лет. Авторитет — это то, что нарабатывается с пеленок.
- Использовать метод кнута. Отцы чаще охотнее ругают, чем хвалят своих детей. Но важно уметь не только критиковать, но и отмечать успехи. Абсолютно не стоит использовать бранные выражения по отношению к ребенку («бестолочь», «глупая», «ничего не можешь»), так как это больно и, главное, несправедливо бьет по самооценке ребенка. Чтобы критика дошла до сознания ребенка и стала частью его внутреннего свода правил, нужно говорить об ошибках в поведении, а не оскорблять.
- Неуважительно относиться к матери. Особенно стоит избегать критики материнской воспитательной позиции при ребенке. Это дискредитирует материнский авторитет и никак не влияет на повышение вашего. А ребенок теряется в правилах и нормах. Помните, что именно вы отвечаете за то, как ваша дочь или сын в дальнейшем будет строить отношения с противоположным полом.
СНИЖЕНИЕ РОЛИ ОТЦА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА ПРИВОДИТ К СЕРЬЕЗНЫМ НАРУШЕНИЯМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
- Снижению социальной активности. Ребенок становится неуверенным, зажатым, тревожным, если отец не поддерживает дисциплину , не ставит определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие, не показывает ребенку, как осваивать и взаимодействовать с окружающей средой.
- Снижению интеллектуального развития (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных), если отец не играет с ребенком помогая ему в освоении собственного тела и внешнего пространства .
- Отмечено, что чем чаще дети бывают с отцом, тем лучше они учатся.
- Деформациям личности ребенка т.е. формирования избыточной, патологической привязанности к матери бывает в семье, где отец отстранен от ребенка, реализация всех функций возлагается на мать.
- Нарушению процесса полоролевой идентификации. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт женственности у девочки. Отец в своем поведении должен демонстрировать такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. «Первый мужчина» в жизни девочки - ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха и мужа.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.01.2020
Дата обновления: 29.01.2020
Дата публикации: 29.01.2020