Дети – это самая большая радость для любящих родителей, которая предполагает высокую степень ответственности. Все мы прекрасно понимаем, что каждый маленький ребенок индивидуален. На определенном этапе своей жизни он сталкивается с различными трудностями. С какими-то из них он справляется самостоятельно, для решения других он может воспользоваться опытом и подсказками взрослых. Когда же и сами родители понимают, что не могут справиться со сложной ситуацией, в которой оказался их ребенок и они сами, наступает время для обращения к специалисту – педагогу-психологу в ДОУ. Педагог психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей и главной целью моей работы в должности педагога - психолога – сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Цель педагога-психолога в ДОУ: создание благоприятных социально – психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.
Задачи педагога-психолога в ДОУ:
1. укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду;
2. исследование
динамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используя
современные психологические диагностики;
3. психологическое
просвещение и оказание своевременной психологической помощи всем участникам
образовательного процесса;
4. расширять знания педагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни;
5. психологическое консультирование по запросам.
Направления работы педагога-психолога ДОУ:
Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, тренинги, семинары, оформление информационных листов (памяток), выступления на родительских собраниях.
Психологическая профилактика– целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.
Психологическое консультирование— оказание конкретной помощи обратившимся родителям и педагогам в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.
Взаимодействие
с детьми — взаимодействие с детьми проводится по
результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям
психолога.
Данная работа осуществляется в
следующих сферах:
— эмоционально-волевая: агрессивное поведение, страхи,
повышенная тревожность, низкий самоконтроль;
— коммуникативная: нарушения взаимоотношений со сверстниками, нарушения
благополучия в семье;
— познавательная: низкий уровень развития познавательных процессов.
Методическая
деятельность — оформление документации;
участие в методических объединениях практически психологов; курсы повышения
квалификации;
методическая помощь в организации и проведении открытых занятий,
семинаров по плану ДОУ; изучение психолого-педагогической литературы;
разработка мероприятий, участие в них.