24.05.2022
«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы
защищаться от недругов.
Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству»
Л. Леонов
Экологическая
тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей
экологического образования и воспитания.
Во время движения
по экологической тропе воспитанники получают
информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и
явлениях. Экскурсия по экологической
тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря
чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.
Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях,
которые установлены на маршруте,
а также рассказом воспитателей.
Воспитывая детей,
мы должны уделять
особое внимание следующим вопросам:
•
пониманию самоценности природы;
•
осознанию ребенком себя как
части природы;
•
воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам,
вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
•
формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру,
умения видеть его красоту и неповторимость;
•
пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей
ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
•
пониманию того, что нельзя уничтожать
то, что не можем создать;
•
формированию у детей желания сохранить окружающую
среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если
я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
•
формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
•
формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства
становления осознанно-правильного
отношения к природе);
•
развитие познавательного интереса
к миру природы;
•
формирование первоначальных умений и навыков
экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого ребенка
поведения;
•
воспитание гуманного, эмоционально-положительного,
бережного, заботливого отношения к миру природы
и окружающему миру в целом; развитие чувства
к объектам природы;
•
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами
и явлениями;
•
формирование первоначальной системы
ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,
самоценность и многообразие значений природы, ценность
общения с природой);
•
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
•
формирование умения и желания сохранять
природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми
объектами, а также навыков элементарной природоохранной
деятельности в ближайшем окружении;
•
формирование элементарных умений предвидеть последствия
некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Общие задачи:
·
Формирование целостного взгляда
на природу и место человека
в ней.
·
Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.
·
Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
·
Развивающая задача экологической тропы состоит в том,
чтобы способствовать развитию у детей
внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.
·
Воспитательная задача состоит
в воспитании любви к природе,
развитии экологической культуры.
Любовь к природе
не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно
важен опыт непосредственного общения детей с природой.
· Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.
·
Участие в общей работе по созданию и благоустройству
экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство
ответственности и бережное
отношение к плодам своих и чужих
рук.
·
Это экскурсии, исследования, отдых.
·
Очистка сада от сушняка, посадка
новых деревьев и кустарников, уборка листьев и мусора.
·
Постройка новых поделок
для игр детей.